Постановление № 1005 «О банковских гарантиях»
По государственным контрактам нередко возникают ситуации полного или частичного невыполнения своих обязательств со стороны исполнителя. Для минимизации риска срыва сроков и неполучения заявленной услуги активно используется обеспечение в виде гарантий. Одним из нормативно-правовых актов, устанавливающих требование к ним, выступает Постановление № 1005 от 08 ноября 2013 г «О банковских гарантиях, используемых для целей 44 -ФЗ для госзакупок».
5 шагов для получения банковской гарантии
свои предложения
(при необходимости)
банка
гарантию с внесением
в государственный реестр
Основные положения нормативно-правового акта
Для исключения ряда споров и вопросов в рамках Постановления № 1005 утверждена типовая форма документа, используемая в сфере закупок. Также оно устанавливает дополнительные требования к банкам, в частности:
- невозможности обоснования отказа в выплате денежной компенсации отсутствием уведомления от компании-заказчика о выявленных нарушениях;
- отнесение расходов за перечисление средств на банк-гарант;
- право предъявления требования по выплате на бумажном носителе или в электронной форме.
Постановление № 1005 от 08.11.2013г (можно ознакомиться с полной версией в КонсультантПлюс) раскрывает ряд положений, которые нельзя включать в банковскую гарантию ни при каких обстоятельствах. А именно:
- отказ в компенсации в случае отсутствия своевременного уведомления заказчика о нарушении принципалом условий по контракту или, вовсе, его расторжение (исключение: договора, в которых указано это требование в качестве обязательного);
- требование о предоставлении отчета о выполнении договорных обязательств исполнителем;
- запрос дополнительных документов при раскрытии гарантии, не предусмотренных ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- обязательную нумерацию всех листов документа, предоставленного на бумажном носителе.
В рамках Постановления также отражены следующие вопросы:
- перечень документов для предъявления банку в случае нарушения условий контракта принципалом;
- порядок ведения ЕИС;
- сроки постановки на учет гарантий в Единый реестр;
- дополнительные требования к гаранту при проведении закрытых закупок (для нужд обороны, ликвидации ЧС или выполнения работ, связанных с государственной тайной).
Отдельного внимания заслуживает постановка банковской гарантии в единый реестр. После загрузки ее макета и сопроводительных документов осуществляется проверка соответствия обеспечения требованиям Постановления Правительства № 1005. По времени она занимает до 3 часов. При положительном результате Федеральное казначейство присваивает уникальный номер реестровой записи. При наличии недочетов об отказе включения в систему уведомляется банк-гарант, которому направляется протокол с выявленными расхождениями.
По контрактам, связанным с государственной тайной, ведется отдельный закрытый реестр по банковским гарантиям. Информация о сведениях по обеспечению предоставляется Федеральным казначейством в письменной форме при наличии запроса от любого участника сделки: бенефициара, гаранта или исполнителя. Также она может быть раскрыта муниципальным органам в соответствии с законом.
Внимание! Ведение реестра в ЕИС по закупкам возложено на Федеральное казначейство РФ.
Перечень документов при раскрытии гарантии
В нормативно-правовом акте перечислены документы, необходимые для получения денежной компенсации от банка-гаранта. Они включают:
- справку с расчетом суммы по требованию;
- документы, подтверждающие факт возникновения гарантийного события;
- подтверждение полномочий лица, направившего требование (при условии его отсутствия в выписке ЕГРЮЛ).
При получении аванса принципалом со стороны заказчика по контракту дополнительным документом выступает платежный документ, в рамках которого была произведена выплата. Обычно в качестве него выступает поручение с отметкой банка «Исполнено» или «Проведено».
Заказчик может направить требование о выплате компенсации лишь в период действия гарантии. Если он пропущен, то в возмещении со стороны банка будет отказано. При получении документа кредитор оперативно оповещает принципала и перечисляет деньги по указанным реквизитам. Стандартный срок рассмотрения заявления от бенефициара составляет 5 дней. Однако, в договоре может быть указан другой период — до 30 дней (ст. 375 ГК РФ).
Уплаты денежной компенсации можно избежать, если заказчик аннулирует свое требование. На практике это возможно в 2-х случаях:
- при отказе бенефициара от своих прав по предоставленному обеспечению;
- при достижении соглашения о прекращении обязательств.
Внимание! Требование оформляется в письменной форме. В нем подробно описываются обстоятельства, которые привели к раскрытию банковской гарантии.
Раскрытие банковской гарантии — сложный процесс, который может привести к отрицательным последствиям для ИП и ООО, ведущим контрактную деятельность. При оформлении обеспечения в сфере закупок рекомендуем внимательно проверять текст гарантии на соответствие законодательству РФ. С этим вопросом легко справятся наши профессионалы, имеющие соответствующие знания и наработанную практику.
Постановление № 1005 раскрывает ряд важных вопросов в части обеспечения гарантиями в рамках ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот нормативно-правовой акт упрощает порядок получения компенсации заказчиком и защищает ряд его интересов.
Вы можете получить квалифицированную консультативную помощь наших специалистов по телефону 8 (800) 770-76-30 или электронной почте [email protected]. Мы знаем все тонкости, характерные для закупочной сферы, поэтому поможем получить вам банковскую гарантию, строго отвечающую требованиям закона. Мы сотрудничаем только с надежными банками. Специалисты нашей компании проанализируют ваш бизнес и предоставят оптимальный вариант по стоимости.