Как появились и развивались тендеры в России
Главный плюс любого конкурса — это возможность выбора лучшего исполнителя среди многих. Любому заказчику выгодно, когда услуга выполняется хорошо при этом по минимальной цене. Самым богатым и влиятельным заказчиком всегда является государство и в большинстве случае именно оно и является главным инициатором конкурсных отборов.
5 шагов для получения банковской гарантии
свои предложения
(при необходимости)
банка
гарантию с внесением
в государственный реестр
Казённые деньги и бояре
Первым попробовать совершить тендерный отбор решили при царствовании Алексея Михайловича ещё в 17 веке. Боярам было предложено завезти из Москвы в Смоленск сухари и муку. За перевозку такого груза назначалась разная цена и вёлся поиск исполнителей. Конечно конкурсом такое предложение можно назвать с большой натяжкой, но в дальнейшем такие государственные предложения стали предлагаться всё чаще.
В связи с тем, что первые торги были организованы на достаточно примитивном уровне, а контроля за выполнением работ практически не было никакого, выгоды от таких заказов государство практически не имело. Казённые деньги исчезали и разворовывались, подряды выигрывались за взятки, а затем не выполнялись. Тогда и начала формироваться некая система учёта, а также стали вводиться наказания. За потерю или порчу государственного имущества вводились большие штрафы. Отдельных же подрядчиков наказывали пытками или бросали в тюрьму. С течением времени Законы и Указы в Царской России изменялись и совершенствовались. А в 1900 году, когда был принят документ «Положение о подрядах и поставках» конкурсы практически были похожи на современные. Предложения на заказ подавались в запечатанном виде, подписывались обязательства и контракты, появилась система залога и уголовное наказание за преступления.
Простой на 70 лет и бурное развитие
Всё развалилось во времена Советского Союза. Во времена НЭПа государство со скрипом, но ещё проводило какие-то аукционы. При этом предпочтение отдавалось госконторам, но затем все конкурсы были свернуты, последний из которых прошёл в 1927 году. Больше о конкурсах газеты не писали очень долгое время. Наступила тишина на целых 70 лет.
Официально конкурсы вернулись в Россию только в 1997 году, после подписания Указа Президента № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". Именно с этого момента и началась новейшая история торгов в России. Около восьми лет все тендеры регулировались Законом № 94 от 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».
Но он имел массу минусов, основным из которых являлась возможность мошенничества с банковскими гарантиями. Их не проверяли и не контролировали. В результате выиграть конкурс запросто могла подставная фирма-однодневка.
Весной 2013 года был принят Федеральный Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Теперь все банковские гарантии должны быть указаны в соответствующем реестре. Но это не значит, что криминал окончательно исчез.
Роль тендеров в современном мире
Сегодня тендеры проводятся практически во всех сферах деятельности. Борьбу в большой игре можно вести как за покраску качелей в детском саду, так и за крупнейшие нефтяные месторождения. Правда в самых серьёзных заказах есть свои препятствия, которые нередко оказываются непреодолимыми.
В любом случае все дорогостоящие контракты могут быть заключены только в результате проведения конкурса или аукциона. Это отличная возможность для компаний заработать себе имя, обеспечить себя работой и получить отличный доход. Сейчас на российском рынке появляется всё больше и иностранных организаций. Законы постоянно совершенствуются и это говорит только о том, что тендеры в России не только занимают уверенное место в развитии экономики страны, но и продолжают своё активное развитие.