Реестр недобросовестных поставщиков
Содержание
- Основание для включения в РНП
- Какие сведения вносят в реестр
- Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ
- Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ
- Как долго сведения о проштрафившемся поставщике присутствует в РНП и какие последствия влечет включение в реестр?
- Как узнать есть ли запись о поставщике в РНП?
- Процедура включения поставщика в РНП
- Ответственность заказчика за непредставление или несвоевременное представление в ФАС сведений о недобросовестном поставщике
- Заключение
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это список участвовавших в госзакупках физических и юридических лиц, которые не выполнили взятые на себя обязательства. Цель создания реестра – исключить допуск к госконтрактам неблагонадежных представителей бизнеса. Оказавшиеся в «черном» списке субъекты предпринимательской деятельности на 2 года могут лишиться возможности принимать участие в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Риск попасть в реестр неблагонадежных поставщиков и заработать репутацию сомнительного делового партнера, способствует повышению ответственности участников госзакупок и стимулирует исполнение обязательств должным образом.
5 шагов для получения банковской гарантии
свои предложения
(при необходимости)
банка
гарантию с внесением
в государственный реестр
Существуют два разных перечня – реестр по 44-ФЗ и реестр по 223-ФЗ, ведение которых осуществляется по схожим правилам. Данные РНП постоянно обновляются и размещены в открытом доступе.
Кто отвечает за ведение реестра недобросовестных поставщиков?
Ведение реестра осуществляется Федеральной антимонопольной службой РФ. ФАС уполномочена на принятие решений о внесении в реестры по 44-ФЗ и 223-ФЗ и исключении из них субъектов предпринимательской деятельности. Оспорить принятое ФАС решение возможно лишь в судебном порядке.
Основание для включения в РНП
Участвующие в госзакупках физические и юридические лица могут быть признаны недобросовестными и попасть в «черный» список поставщиков в случае:
- Победы на торгах и уклонения от подписания выигранного контракта. В этом случае заказчик обязан собрать информацию о недобросовестном поставщике в трехдневный срок и подать сведения в ФАС. Обращение заказчика в орган исполнительской власти считается основанием для подписания контракта со «вторым победителем», определенным по итогам конкурса.
- Уклонения от подписания выигранного контракта, когда победителем признают единственного участника конкурса. Заказчик собирает данные о проштрафившемся участнике госзакупок и подает документы в ФАС в пятидневный срок.
- Расторжения по инициативе заказчика контракта по причине неисполнения или недобросовестного исполнения поставщиком своих обязательств. Основанием для отказа от исполнения контракта является решение суда или одностороннее решение, принятое заказчиком, если такая возможность предусмотрена в соглашении. Данные об участнике госзакупок, с которым расторгнут контракт, направляют в ФАС в трехдневный срок.
Какие сведения вносят в реестр
Данные, которые подлежат внесению в РНП, строго регламентированы. Каждая запись содержит:
- номер в реестре, название органа, принявшего решение внести физическое или юридическое лицо в РНП;
- наименование/ФИО субъекта предпринимательской деятельности, данные о его местонахождении, индивидуальный номер налогоплательщика;
- для поставщиков в форме юридического лица: ФИО руководителя, учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов;
- дату проведения конкурса и прочих закупочных процедур (в случае уклонения победителем конкурса от заключения контракта);
- дату, когда закупка был признана несостоявшейся, если единственный поставщик, принявший участие в конкурсе, уклонился от заключения с заказчиком контракта;
- дату подписания контракта, который поставщиком не был исполнен/исполнен ненадлежащим образом;
- сведения о расторгнутом контракте: предмет, сроки исполнения, стоимость, идентификационный код закупки (реестр по 44-ФЗ), код ОКПД и код валюты (реестр по 223-ФЗ);
- дату и причины расторжения контракта, в случае если контрактные обязательства прекращены на основании судебного решения или решения заказчика, принятого в одностороннем порядке.
Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ
Создание списка неблагонадежных участников госзакупок регламентировано статьей 104 Закона 44-ФЗ. Однако, закон не содержит обязательного требования о недопуске физических и юридических лиц, включенных в РНП, к участию в госзакупках. Сотрудничать или не сотрудничать с проштрафившимися поставщиками определяет сам госзаказчик в индивидуальном порядке. Если принято решение исключить контрагентов с сомнительной репутацией, требование об отсутствии записи в РНП должно быть отражено в закупочной документации. Это позволяет заказчику совершить следующие действия в отношении числящихся в РНП физических и юридических лиц:
- исключить из числа участников конкурса или аукциона;
- отказаться от подписания контракта в случае победы поставщика в тендере;
- отказаться от исполнения заключенного с поставщиком контракта в одностороннем порядке.
Для госзакупок по 44-ФЗ действует правило, в соответствии с которым заказчик не имеет право выставлять требование об отсутствии записи о поставщике в РНП, ведение которого регламентировано Законом 223-ФЗ. Предъявление такого требования или аннулирование заявки участника на основании записи о нем в РНП по 223-ФЗ может быть расценено судом как неправомерное действие со стороны заказчика и стать основанием для признания результатов госзакупки недействительными.
Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ
В отличие от госзакупок по 44-ФЗ, при проведении конкурсов по 223-ФЗ госзаказчик имеет полное право отсеивать всех участников с сомнительной репутацией и устанавливать требование об отсутствии записи о потенциальных контрагентах в обоих реестрах. Практика показывает, что если в тендерной документации имеется условие об отсутствии участника госзакупок в «черном» списке, то речь идет сразу о двух РНП: по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Как долго сведения о проштрафившемся поставщике присутствует в РНП и какие последствия влечет включение в реестр?
Сведения о проштрафившемся участнике госзакупок должны находиться в РНС на протяжении двух лет с момента внесения. По истечении двухлетнего периода информация должна быть исключена из реестра, благодаря чему субъект предпринимательства может снова восстановить свою репутацию.
Присутствие физического или юридического лица в реестрах по 44-ФЗ и 223-ФЗ не исключает его участия в госзакупках. Возможность участвовать в конкурсе и выиграть госконтракт у внесенных в «черный» список компаний и индивидуальных предпринимателей теоретически имеется. Однако, подавляющее большинство госзаказчиков отказываются сотрудничать с неблагонадежными поставщиками и включают условие об отсутствии записи в реестре в конкурсную документацию. Поэтому для представителей бизнеса присутствие в РНП - это «черная» метка, превращающая их в изгоев. Кроме того, сотрудничества с такими контрагентами избегают и устраивающие конкурсы коммерческие компании, которые часто включают в закупочную документацию требование об отсутствии исполнителей в реестрах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Как узнать есть ли запись о поставщике в РНП?
Законодательство не позволяет комиссии по осуществлению госзакупок обязывать участников конкурсов подтверждать отсутствие записи о них в реестрах недобросовестных поставщиков. Из этого следует, что выполнять проверку на предмет включения участников конкурса в реестре недобросовестных поставщиков должен сам заказчик.
Поставщик может проявить инициативу и подготовить для заказчика справку, в которой укажет, что записи о нем отсутствуют в реестрах по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Справка составляется в произвольной форме, заверяется печатью и скрепляется подписью руководителя компании/индивидуального предпринимателя.
Процедура включения поставщика в РНП
Обязанность информировать ФАС о выявленных фактах уклонения от заключения контракта или неисполнения/ненадлежащего выполнения контрактных обязательств участниками госзакупок возложена на госзаказчиков. На передачу данных в ФАС заказчикам дается:
- 3 рабочих дня с момента, когда победитель конкурса был признан уклоняющимся от заключения контракта, или с момента расторжения контрактных обязательств заказчиком в одностороннем порядке или по решению суда.
- 5 рабочих дней с момента аннулирования результатов конкурса, единственный участник которого уклонился от заключения контракта.
ФАС рассматривает поступившую информацию в течение 10 дней. При подтверждении фактов, изложенных заказчиком, орган исполнительской власти выносит решение о включении участника госзакупок в реестр недобросовестных поставщиков. Соответствующая запись должна быть сделана в реестре в трехдневный срок.
Ответственность заказчика за непредставление или несвоевременное представление в ФАС сведений о недобросовестном поставщике
Обязанность уведомлять ФАС об уклоняющихся от подписания контракта или невыполнивших/выполнивших ненадлежащим образом контракт поставщиках возложена на госзаказчиков. За непредставление/несвоевременное предоставление данных о неблагонадежных участниках госзакупок предусмотрена административная ответственность. На должностных лиц, ответственных за подачу информации в ФАС, накладывается административный штраф в размере 20 тысяч рублей.
Заключение
Попадание в РНП зачастую ставит крест на участие в закупках на 2 года. Поэтому при победе в конкурсе важно в срок и качественно исполнять свои обязанности, чтобы не оказаться в числе недобросовестных поставщиков.
Мы не сможем сделать вашу работу при победе в тендере за вас, но мы можем помочь принять участие в закупках, оформив для вас банковскую гарантию на обеспечение заявки или на исполнение контракта, безотзывную банковскую гарантию. Предоставленная в срок и по всем требованиям заказчика БГ позволит принять участие в тендере и даст шанс зарекомендовать себя как надёжного и добросовестного партнёра!