Основные виды закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ
5 шагов для получения банковской гарантии
свои предложения
(при необходимости)
банка
гарантию с внесением
в государственный реестр
Комментарий к таблице: способы определения поставщиков
Исчерпывающий перечень способов определения поставщиков при осуществлении государственным или муниципальным заказчиком закупок для собственных нужд определен в ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
На сегодняшний день перечень способов определения поставщиков является исчерпывающим, а выбор способа определения поставщика зависит, в первую очередь, от сферы, характера и условий осуществления самой закупки. В данном случае под условиями понимаются, в том числе: финансовые условия, наличие требований о режиме государственной тайны и т.д.
Отличие представленных способов определения поставщиков можно выделить путем сопоставления признаков способов определения поставщиков, указанных ниже:
Вид (подвид) способа определения поставщика | Определение и условия проведения закупки в рамках данного способа | Типовой характер совершаемой закупки: |
1. Осуществление закупки у единственного поставщика |
Под закупкой у единственного поставщика понимается способ определения поставщика, при котором контракт заключается с заранее определенным Заказчиком лицом. Условия применения данного способа закупки установлены в ст. 93 Закона о контрактной системе. Закон определяет 43 случая осуществления закупки с использования данного способа. |
|
2. Аукцион (электронный аукцион) |
Под аукционом понимается способ определения поставщика, при котором победителем закупки признается лицо, предложившее наименьшую цену закупки. Разница между аукционом и электронным аукционом заключается в том, что при проведении электронного аукциона осуществляется при посредничестве оператора электронной площадки, на которой размещается информация о проведении аукциона. ВАЖНО: Электронный аукцион целесообразно проводить, если заказчику не нужно оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и т.п.), а закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок закон не позволяет. Электронный аукцион не может применяться для определения поставщиков в случаях, когда законом установлено проведение закупки в закрытой форме. (ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе). |
|
3. Конкурс |
Конкурс – это способ определения поставщика, при котором победителем закупки признается участник, предложивший наилучшие условия закупки. ВАЖНО: Открытый конкурс является основным способом определения поставщика (ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе). Его, как правило, проводят в том случае, когда наибольшее значение имеет не стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), а их качественные характеристики и квалификация участников закупки. Ограничения на проведение открытого конкурса:
|
Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе. |
3.1. Конкурс с ограниченным участием |
Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. |
Закупки осуществляемые путем проведения конкурса с ограниченным участием:
|
3.2. Двухэтапный конкурс |
Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, победителем которого признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса. |
Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс в соответствии ч. 2 ст. 57 Закона о контрактной системе при одновременном соблюдении следующих условий:
|
4. Запрос котировок |
Запрос котировок – это способ определения поставщика, при котором победителем закупки становится лицо, предложившее наименьшую цену. Отличие данного способа от аукциона состоит в том, что при определении победителя учитываются данные, поданные участником закупки, в ответ на запрос котировок, а не в процессе проводимых торгов с шагом уменьшения цены по лоты, как это происходит в случае проведения аукциона. ВАЖНО: Запрос котировок является для заказчика предпочтительным способом определения поставщика независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по цене закупку. Запрос котировок не может применяться для определения поставщиков в случаях, когда законом установлено проведение закупки в закрытой форме. (ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе). |
Запрос котировок может проводиться в случае, если одновременно соблюдаются следующие условия (ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе):
Ограничения, касающиеся размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, можно не учитывать в случаях проведения запросов котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства (п. 1 ч. 2 ст. 75 Закона о контрактной системе). Вне зависимости от цены контракта заказчики вправе осуществлять путем проведения запроса котировок следующие закупки:
Запрос котировок также проводится в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. |
5. Запрос предложений |
Запрос предложений – это способ определения поставщика, при котором победителем закупки становится лицо, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге. ВАЖНО: Запрос предложений проводится в тех случаях, когда для Заказчика имеют значение как качественные показатели, так и стоимость закупаемых товаров (работ, услуг). Запрос предложений для определения поставщиков применяться в случаях, установленных Законом (ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе). В остальных случаях применением данного способа закупки не допускается. |
Запрос предложений проводится в следующих случаях (ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе):
|
6. Закрытые способы определения поставщика |
Под закрытыми способами определения поставщиков понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при которых в соответствии с положениями ст. ст. 85 и 86 Закона о контрактной системе информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков, документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, Законом о контрактной системе, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, в установленных Законом случаях. ВАЖНО: так как такие закупки проводятся в закрытой форме, в большинстве своем, из-за содержащихся в документации сведений, составляющих государственную тайну, то к участию в закрытых конкурсах допускаются только те участники, которые соответствуют требованиям по допуску к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (наличие лицензий ФСБ). |
Закрытые способы определения поставщиков применяются в следующих случаях (ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе):
Данный перечень является исчерпывающим. |