Начальная максимальная цена контракта по 44-ФЗ
Начальная максимальная цена контракта или сокращенно НМЦК – это определенная расчетным путем максимальная сумма бюджетных средств, которую госзаказчик готов заплатить поставщику/исполнителю, выигравшему тендер или аукцион, за товары, работы или услуги. НМЦК в обязательном порядке указывают в закупочной документации: извещении о проведении госзакупки, приглашении на участие в закрытой закупке, а также в документах по контракту.
Содержание
5 шагов для получения банковской гарантии
свои предложения
(при необходимости)
банка
гарантию с внесением
в государственный реестр
На что влияет НМЦК
Размер НМЦК влияет на процедуру проведения госзакупки. В зависимости от максимальной суммы бюджетных средств, которую госзаказчик планирует потратить на приобретение товаров, работ или услуг, предусмотрены следующие ограничения, сроки и обязательства:
Размер НМЦК | Меры, предусмотренные 44-ФЗ |
Вид госзакупки | |
от 500 тыс. руб. | Запрещено осуществление закупки путем проведения запроса котировок. |
от 600 тыс. руб. | Запрещена закупка у единственного поставщика |
Сроки подачи заявок на участие в госзакупках | |
до 300 млн. руб. | Извещение о проведении электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в госзакупке. |
до 2 млрд. руб. для контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства | |
от 300 млн. руб. | Извещение о проведении электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в госзакупке. |
от 2 млрд. руб. для контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства | |
Размер обязательного обеспечения заявки на участие в конкурсе и аукционе | |
от 5 до 20 млн. руб. | От 0,5% до 1% НМЦК. |
от 20 млн. руб. | От 0,5% до 5% НМЦК. |
от 20 млн. руб. для госзакупок, в которых заказчиками выступают организации инвалидов и учреждения уголовно-исполнительной системы | От 0,5% до 2% НМЦК. |
Атидемпинговые меры, применяемые к участникам госзакупок, предложившим цену, которая на 25% и более ниже НМЦК | |
от 15 млн. руб. | Размер обеспечения контракта, указанный в документах о госзакупке, должен быть увеличен в 1,5 раза, но не меньше авансового платежа. |
15 млн. руб. и менее | Размер обеспечения контракта, указанный в документах о госзакупке, должен быть увеличен в 1,5 раза, но не меньше авансового платежа. Также возможен вариант, когда участник госзакупок предоставляет обеспечение в размере, указанном в закупочной документации, и подтверждение своей добросовестности, предъявляя документы, которые свидетельствуют о выполнении в течение предыдущих трех лет трех госконтрактов без штрафов и пеней. При этом цена одного из выполненных контрактов должна составлять не менее 20% от НМЦК. |
Методы определения НМЦК по 44-ФЗ
Учитывая, что госзаказчик расплачивается с поставщиками и исполнителями бюджетными средствами, устанавливать НМЦК по своему усмотрению запрещено. Начальная максимальная цена контракта должна быть обоснована и определена по правилам, которые регламентированы ФЗ-44.
Ошибки, допущенные при определении НМЦК, чреваты серьезными последствиями. Завышение стоимости контракта может являться признаком наличия сговора между заказчиком и поставщиком, которые реализуют коррупционную схему, подразумевающую договоренность о возврате части полученной подрядчиком суммы должностным лицам заказчика. Поэтому, завышение НМЦК может рассматриваться как злоупотребление должностными полномочиями и стать основанием для возбуждения уголовного дела.
Занижение НМЦК также может привести к негативным результатам. Необоснованно низкая цена контракта отпугнет представителей бизнеса от участия в тендере или аукционе – госзакупку придется отменить из-за отсутствия участников торгов. Кроме того, существует риск заключить контракт с сомнительным поставщиком/исполнителем, который выполнит свои обязательства ненадлежащим образом либо вовсе уклонится от исполнения контракта.
Расчет и обоснование цены контракта по 44 ФЗ производятся следующими способами:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативный метод;
- тарифный метод;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод.
Госзаказчик сам определяет, какую методику использовать для определения НМЦН исходя из вида закупки.
Метод анализа рынка (метод сопоставимых рыночных цен)
Сопоставление рыночных цен – это самая распространенная методика определения НМЦК, которую выбирает большинство госзаказчиков. Расчет стоимости контракта состоит из трех этапов и предполагает следующие шаги:
- Сбор и анализ информации о ценах, которая находится в свободном доступе. Для этого следует разместить запрос на портале ЕИС, запросить у поставщиков коммерческие предложения или проанализировать реестр контрактов, заключенных заказчиками с победителями госзакупок. Использовать для анализа данные, взятые из анонимных источников или указанные в коммерческих предложениях компаний и индивидуальных предпринимателей, внесенных в Реестр недобросовестных поставщиков, запрещено. Также не используются для анализа цены на товары, характеристики которых не соответствуют заданным требованиям, и коммерческие предложения поставщиков, в которых отсутствует детальный расчет цены.
Главное условие при анализе рыночных предложений – сравнивать разрешено только однородные или идентичные товары, которые имеют одинаковые или сопоставимые характеристики. Требования к однородным и идентичным товарам показаны в таблице:
Показатель | Идентичные товары | Однородные товары |
Страна происхождения | Одна и та же | Одна и та же |
Производитель | Один и тот же | Предприятия, имеющие одинаковую репутацию на рынке |
Уровень качества | Одинаковый | Одинаковый |
Характеристики (технические, эксплуатационные, функциональные) | Одинаковые | Сопоставимые |
Если в качестве источника информации используется реестр контрактов, размещенный на портале ЕИС, госзаказчик имеет право увеличить цену. Прирост цены зависит от вида закупки:
- до 10% - конкурс;
- до 13% - аукцион;
- до 17% - запрос котировок и запрос предложений.
Если закупка производится у единственного поставщика, увеличивать цену запрещено.
- Расчет коэффициента вариации
В процессе расчета НМЦК методом анализа рынка необходимо проанализировать цены, взятые как минимум из трех источников. Используемые для расчета данные должны быть однородными, то есть иметь небольшое расхождение.
Чтобы проверить, являются ли анализируемые цены однородными или нет, используется коэффициент вариации. С этой целью применяется формула для определения среднего квадратического отклонения:
, где:
Цi- цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i;
<ц> - среднее арифметическое цены единицы товара, работы, услуги, рассчитываемое исходя из полученных в результате анализа рынка значений цены нескольких поставщиков;
n - количество значений, используемых в расчете.
Определив среднее квадратическое отклонение, можно рассчитать коэффициент вариации по 44 ФЗ - показатель, характеризующий разброс по выбранным ценовым предложениям:
V = (σ / <ц>) × 100
Максимальное нормативное значение коэффициента отклонения – 33%. Если значение коэффициента не превышает данный показатель – взятые из открытых источников цены могут использоваться для определения начальной максимальной цены контракта.
- Определение НМЦК
Для определения начальной максимальной цены контракта методом сопоставимых рыночных предложений используется формула:
, где:
НМЦКрын - начальная максимальная цена контракта, определяемая методом сопоставимых рыночных цен;
v - количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
n - количество значений, используемых в расчете;
i - номер источника ценовой информации;
Цi- цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i.
Нормативный метод
Нормативный метод основан на том, что НМЦК не должна превышать лимит, установленный Правительством для закупок определенных товаров, работ и услуг. Цена закупок для нужд государственных и муниципальных организаций должна укладываться в нормы, которые определены законодательством. Информацию о нормах можно найти на портале ЕИС. Определение НМЦК нормативным методом может использоваться как самостоятельный способ расчета начальной максимальной цены контракта, так и применяться в качестве дополнения к методу анализа рынка. При этом стоимость контракта, определенная путем сопоставления предложений, не должна превышать сумму, рассчитанную нормативным методом.
Для определения НМЦК нормативным методом применяется формула:
, где:
НМЦК норм- начальная максимальная цена контракта, определяемая нормативным методом;
v - количество (объем) закупаемого госзаказчиком товара (работы, услуги);
Цпред - предельная цена единицы товара, работы, услуги, которая установлена в рамках нормирования в закупочной сфере.
Тарифный метод
Тарифный метод основан на тех же принципах, что и нормативный. Методика применяется при определении начальной максимальной цены контракта на закупку товаров, работ и услуг, стоимость единицы которых регулируется государством. К данной категории относятся:
- газоснабжение;
- водоснабжение;
- теплоснабжение;
- водоотведение;
- подключение к сетям инженерно-технического обеспечения;
- услуги связи;
- вывоз твердых отходов и прочее.
Тарифы, используемые для расчета НМЦК, публикуются на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы.
Расчет ведется по формуле:
, где:
НМЦКтариф – начальная максимальная цена контракта, которая рассчитывается тарифным методом;
v - количество (объем) товара (работы, услуги), подлежащего закупке;
Цтариф – тариф (стоимость) единицы товара, работы, услуги, который установлен в рамках госрегулирования цен или утвержден муниципальным правовым актом.
Проектно-сметный метод
Методика используется исключительно для определения НМЦК, когда предметом госзакупок являются строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт, а также работы, связанные с сохранением культурных и исторических объектов. Заказчик производит расчет начальной максимальной цены контракта в проектной документации. При расчете составляется дефектная ведомость, в которой отражены все необходимые работы и приведено их описание. Также выполняется локально-сметный расчет расходов на выполнение работ.
Сметные нормативы и цены публикуются на официальном портале Минсторя. Актуальность цен обеспечивается за счет применения индексов изменения, которые ежеквартально устанавливает Правительство РФ.
Затратный метод
Товары, работы и услуги, которые изготавливают или выполняют по индивидуальному заказу, могут не иметь аналогов. По этой причине информацию об идентичных или однородных товарах, работах и услугах найти в общедоступных источниках информации не представляется возможным. В этой ситуации для определения НМЦК используется затратная методика, которая позволяет заказчику самостоятельно рассчитать начальную максимальную цену контракта на основании всех видов расходов, формирующих стоимость предмета закупки. Данный метод является наименее востребованным, так как в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития заказчики не должны рассматривать затратную методику расчета НМЦК как приоритетную. Кроме того, данный метод требует от заказчика доскональных знаний о работе поставщика, расходы которого должны быть учтены в полном объеме. Ошибки, допущенные при расчете НМЦК, затратным способом могут отпугнуть потенциальных участников госзакупок из-за заниженной цены или привести к санкциям в отношении должностных лиц заказчика, если цена будет необоснованно завышена.
Обоснование НМЦК (порядок действий при расчете и обосновании)
Выбор методики, которая будет использоваться для обоснования НМЦК, зависит от предмета закупки. Если заказчик нуждается в товарах, информацию о которых можно найти в открытых источниках, используется метод анализа рынка.
Процесс обоснования цены состоит из следующих этапов:
- Выбор поставщиков, реализующих идентичные или/и однородные товары.
- Отсев контрагентов, внесенных в реестр недобросовестных поставщиков.
- Направление запросов о предоставлении коммерческих предложений. Так как поставщик может проигнорировать запрос, не предоставив данные о ценах, рекомендуется направлять письма 4-5 поставщикам и более.
- Получение коммерческих предложений. Предположим, поставщики предложили следующие цены:
- Проверка однородности совокупности значений выявленных цен. Расчет среднего квадратического отклонения.
- Расчет коэффициента вариации.
- Отсев предложений, по которым коэффициент вариации превышает 33%, если такие имеются.
- Расчет НМЦК.
Упростить определение НМЦК позволяют различные сервисы, которые выполняют поиск информации в открытых источниках (реестр договоров), а также обеспечивают расчет цены контракта в автоматизированном режиме.