Федеральный закон 223-ФЗ для начинающих участников торгов. Просто о сложном
Услуги сервиса полностью бесплатны

Федеральный закон 223-ФЗ для начинающих участников торгов. Просто о сложном

Закупки по 223-ФЗ составляют подавляющую часть сделок, заключаемых юридическими лицами с государственным участием. Годовой объём закупок превышает 20 триллионов рублей. Торги по 223 закону дают заказчикам свободу маневра, какой нет в «прокрустовом ложе» 44-ФЗ. Ниже мы расскажем простыми словами, какие закупки и участники торгов подпадают под действие федерального закона. И хотя это будет своеобразный курс 223-ФЗ для чайников, он поможет большинству новичков освоиться в сфере государственных закупок и избежать досадных ошибок, ведущих к материальным и репутационным потерям. 

Содержание:

Рассмотрим вкратце содержание нормативного акта.

ФЗ 223 о госзакупках был принят 18 июля 2011 года как дополнение к закону 94-ФЗ, положившему начало цивилизованной контрактной системе в России. Последняя редакция одобрена законодателями 2 января 2021 года. Текст закона постоянно совершенствуется с учетом изменений в других сферах законодательства и по мере развития электронных технологий, применяемых в госзакупках.

Последняя редакция закона 223-ФЗ насчитывает 20 статей. В отличие от закона 44-ФЗ, который предусматривает закупки только государственными и муниципальными организациями с финансированием из бюджета разных уровней, 223-й закон допускает к участию компании со смешанным капиталом (не менее 50% госучастия). Ещё одно важнейшее отличие в том, что финансирование закупки идёт не из бюджета, а из собственных средств заказчика.

Закон предполагает большее количество конкурсных процедур по сравнению с 44-ФЗ (консолидированный отбор, конкурсная закупка, открытые и закрытые торги). Заказчик имеет право самостоятельно устанавливать способ отбора претендентов и механизм определения победителя (в 44-м законе права выбора у заказчика нет, всё регламентировано раз и навсегда).

В обилии информации неопытному поставщику легко запутаться. Мы поможем преодолеть первые трудности и вступить на тернистый, но перспективный путь участия в госзакупках по 223-ФЗ.

Закон постатейно

Статья 1 рассказывает о целях и задачах нормативного акта и о том, на кого и как распространяется его действие.

Статья 2 толкует правовую основу государственных закупок товаров, работ и услуг, и объясняет, что такое положения о закупках.

Статья 3 разъясняет принципы, термины и определения и содержит классификацию закупок в зависимости от статуса заказчика и формы конкурсной процедуры. В статье несколько подпунктов.

Подпункт статьи 3 Содержание
3.1. Реализация инвестиционных проектов с поддержкой государства.
3.1.1. Закупки компаний, где госучастие превышает 50%.
3.1.2. Закупки в сфере архитектуры, градостроительства, благоустройства территорий и развития садово-паркового хозяйства.
3.1.3. Проектные и изыскательские работы.
3.2. Реализация принципа конкурентности закупок.
3.3. Принципы организации закупок в электронной форме.
3.4. Особенности закупок у СМП.
3.5. Закрытые закупки.
3.6. Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика.

Четвертая статья посвящена информационному обеспечению закупки на всех этапах её проведения. Тут же сформулированы принципы ведения реестра договоров.

В статье 5 предприниматели и заказчики узнают всё о черных списках – реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Подпункт 5.1. посвящен мониторингу планов закупок.

Предмет статьи 6 – контроль над соблюдением исполнения норм 223-ФЗ. Контроль может быть централизованным и ведомственным (статья 6.1.).

Седьмая статья трактует ответственность участников закупок по 223-му закону.

В статье 8 прописан порядок вступления в силу закона и изменений к нему.

Скачать полную версию закона 223-ФЗ в формате pdf можно по этой ссылке.

Постраничный объём 223-ФЗ в несколько раз меньше, чем объём 44-го закона, однако в 223-ФЗ гораздо больше нюансов, допускающих неоднозначное толкование. Чувствовать себя в море госзакупок, как рыба в воде, вы сможете лишь на основании практики. Если её пока нет, стоит обратиться к профессионалам для разовых консультаций, обучения или сопровождения тендеров.

Актуальность закупок по 223-ФЗ и перспективы рынка

В 2019 году в Единой информационной системе (ЕИС) было зарегистрировано 96 тысяч предприятий с государственным участием. И хотя фактические закупки вели лишь 28% потенциальных заказчиков, годовой объем торгов всё равно впечатляет.

Средняя начальная цена контракта составила 12,5 миллионов рублей. Уровень конкуренции не высок – 1,6 заявки на лот. Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ не стимулируют конкуренцию, но пока это остаётся объективной реальностью и проблемой контрактной системы.

В реестре договоров за год добавилось полтора миллиона записей. В 22,5% случаев условия договоров в дальнейшем изменились, или они были расторгнуты. Общая сумма всех заключенных сделок – 21 триллион рублей.

Субъекты малого и среднего бизнеса участвовали в закупках на сумму порядка 3 триллионов рублей, средняя цена договора – 7,8 миллионов рублей. Номенклатура товаров и услуг, закупаемых исключительно у СМП, составила 371 позицию.

Ещё о целях принятия закона и об отличиях от 44-ФЗ

Отдельный закон для закупок госкомпаний был принят в связи с тем, что они в отличие от чисто бюджетных организаций, выполняющих социальные функции, ведут коммерческую деятельность, имеют живую доходную и расходную части бюджета. Конечно, поликлиника тоже может оказывать платные услуги, но их объем несопоставим с долей финансирования из бюджета и ОМС.

Если госкомпания начнет бесконтрольно тратить заработанную прибыль, неизбежно пострадает государство как акционер. Предотвратить такой бесконтрольный расход должен, по мнению законодателей, закон 223-ФЗ о госзакупках.

В законе сформулированы следующие функции государственного регулирования:

  • Максимально полное удовлетворение потребностей компаний с государственным участием в необходимых им товарах, работах и услугах.
  • Расширение и стимулирование участия бизнеса (в том числе СМП) в закупках в качестве поставщиков.
  • Экономия денежных средств заказчиков за счёт конкурсных процедур.
  • Поощрение здоровой конкуренции.
  • Обеспечение прозрачности сделок.
  • Исключение из практики закупок с коррупционной составляющей.

К сожалению, полностью решить поставленные задачи пока не удалось. Счетная палата и другие контрольные органы неоднократно обращали внимание на преобладание закупок у единственного поставщика, что сводит на нет идею о конкуренции и экономии средств. Отмечались и другие нарушения – необоснованное завышение начальной цены договора, незаконное авансирование, привлечение поставщиками субподрядчиков и соисполнителей вопреки условиям договора. Бо́льшая степень свободы участников сделок по 223-ФЗ сводит на нет заложенный в механизме регулирования позитив. Но альтернативы закону пока не видно.

Вот важнейшие плюсы 223-ФЗ по сравнению с 44-м законом:

  • Заказчику не нужно обосновывать закупку и её начальную максимальную цену.
  • Закупки планируются на календарный год.
  • В документации разрешается указывать товарные знаки без обязательной расшифровки.
  • Удобно проводить закупки на небольшие суммы (до 100 тысяч рублей).
  • Все критерии закупок и требования к участникам разрабатываются заказчиком, которому не надо оглядываться на строгие и часто негибкие нормы закона.
  • При прочих равных условиях закупка по 223-му закону занимает меньше времени, чем сделка по 44-ФЗ.

Любопытный момент. Сделки в рамках 94-ФЗ именуются государственными или муниципальными контрактами. Сделки по 223-ФЗ называются договорами.

Какие заказчики работают по 223-ФЗ?

В перечень крупнейших заказчиков входят госкорпорации:

  • Агентство страхования вкладов;
  • Внешэкономбанк;
  • Росатом;
  • Роскосмос;
  • Роснано;
  • Ростех.

Вести закупки в формате 223-ФЗ обязаны крупнейшие госкомпании и естественные монополии:

  • Алроса;
  • Аэрофлот;
  • Газпром;
  • Почта России;
  • РЖД;
  • Роснефть;
  • Ростелеком;
  • РусГидро;
  • Сбербанк;
  • Транснефть;
  • Холдинг МРСК.

«Дочки» и даже «внучки» госкомпаний также обязаны осуществлять закупки по 223-ФЗ.

К ним приравниваются компании, занятые в регулируемых сферах:

  • электро-, газо-. теплоснабжения;
  • водоснабжения;
  • водоотведения и очистки бытовых и промышленных стоков;
  • утилизации мусора.

С точки зрения организационно-правовой формы под действие закона попадают все государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы). Бюджетные учреждения, получающие гранты, выполняющие госконтракты или ведущие собственную коммерческую деятельность также вправе направлять средства на закупки по 223-ФЗ, но строго в рамках полученной выручки.

Кто может стать поставщиком?

Заявиться в качестве поставщика вправе любое юридическое или физическое лицо вне зависимости от организационно-правовой формы, капитала, места регистрации. Участвовать могут иностранные организации и граждане, а также консорциумы, объединенные под эгидой основного поставщика. 

Заказчик вправе по своему усмотрению ограничить право на участие определенным категориям поставщиков и не допускать к участию исполнителей, сведения о которых содержатся в РНП.

Впрочем, фактически в торгах по 223-ФЗ участвуют в основном российские юридические лица, реже индивидуальные предприниматели и самозанятые и крайне редко физические лица.

Ввиду процедурных сложностей иностранные компании заявляются на торги редко, предпочитая действовать через местную дочернюю компанию или доверенного партнёра.

Порядок проведения закупки

Для того чтобы принять участие в закупке по 223-ФЗ, участнику нужно:

  • получить сертификат электронной цифровой подписи (ЭЦП);
  • установить программное обеспечение для участия в торгах;
  • зарегистрироваться на сайте ЕИС.

Выбрав закупку, в которой претендент собирается принять участие, он аккредитуется в нужном разделе ЕИС и открывает спецсчёт для перевода обеспечения. Подробнее о спецсчёте читайте в отдельной статье на нашем сайте.

Закупочная документация по 233-ФЗ

Пакет электронных документов, которые готовит и выкладывает заказчик, состоит из четырех разделов:

  • План закупок.
  • Положение о закупках.
  • Извещение.
  • Закупочная документация.

Планы закупок рассчитаны на один календарный год. Закупки товаров и услуг, не включенных в графики, запрещены.

Положение о закупках составляется заказчиком самостоятельно, закон даёт свободу маневра в рамках Гражданского кодекса и ведомственных и отраслевых норм. В положении заказчик прописывает:

  • форму торгов и их сроки;
  • требования к поставщикам, их опыту и квалификации;
  • перечень документов, необходимых для участия;
  • способ отбора заявок;
  • максимальную начальную цену контракта или формулу для её расчёта;
  • порядок подписания контракта, его исполнения и оплаты;
  • ответственность сторон;
  • порядок разрешения спорных ситуаций.

В положении указывается отношение заказчика к нахождению претендента в РНП. Теоретически путь к участию в закупках по 223-ФЗ нарушителю не закрыт (как при 44-ФЗ), но на практике с «тёмными лошадками» предпочитают не связываться.

Документ утверждается руководителем или управляющим органом заказчика и выкладывается на всеобщее обозрение на сайт госзакупок и в ЕИС.

При необходимости корректировок положения оно утверждается в новой редакции и публикуется заново. Между утверждением и публикацией может пройти не более 15 календарных дней (это актуально для крупных компаний со сложным документооборотом).

Положение – основной источник информации для потенциальных поставщиков в рамках 223-ФЗ.

Для унификации работы многие компании используют шаблон положения о закупке. В нем есть три неизменных составляющих:

  • Описание процедуры госзакупки.
  • Условия проведения торгов и оформления документов с победителем.
  • Извещение о проведения тендера.

В извещении заказчик максимально подробно излагает:

  • информацию о способе закупки;
  • сведения о заказчике (наименование, адреса, контакты, адрес сайта);
  • предмет договора с подробными характеристиками нужных товаров или услуг;
  • адрес (адреса) поставки товаров или выполнения работ;
  • начальную максимальную цену договора (НМЦД);
  • сроки подачи заявок;
  • срок публикации документации о закупке;
  • порядок определения победителя;
  • иные сведения, которые заказчик сочтет существенными.

Закупочная документация

Она расшифровывает и детализирует данные извещения. Часто именно в этих документах находятся важные нюансы, которые должен учесть поставщик, принимая решение об участии в конкурсе. Это касается номенклатуры поставляемых товаров, графика доставки, особенности работ на объектах и т.п. К примеру, именно в закупочной документации может быть поставлено условие, что ремонтные работы выполняются исключительно в ночное время. Невнимательность исполнителя может привести к серьезным дополнительным затратам, ведь фонд оплаты труда в этом случае увеличивается в два раза.

Также в пакете закупочной документации указывается:

  • Форма и сроки подачи заявок.
  • Сведения, которые поставщик должен предоставить о себе и о предлагаемом товаре или услуге.
  • Порядок оплаты товара, возможность авансирования.
  • Правила и возможность субподряда и привлечения соисполнителей.
  • Порядок и сроки разъяснений и направления протоколов разногласий.

Где найти выгодные тендеры?

Все закупки по 223-ФЗ размещаются на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru). Каждая закупка имеет уникальный идентификатор. Доступ к извещениям и подробной тендерной документации бесплатно открыт для всех желающих. Другое дело, что неопытному пользователю непросто найти нужные тендеры. Ускорить поиск позволяет информационная система Тендерплан.

Виды закупок по 223-ФЗ

Закон предусматривает проведение конкурентных и неконкурентных закупок. Во втором случае это закупка у единственного поставщика.

Конкурентной считается закупка, при которой:

  • Заказчик публикует на сайте госзакупок и в ЕИС тендерную документацию, либо направляет закрытое приглашение по меньшей мере двум потенциальным претендентам.
  • В документации подробно прописаны условия торгов и исполнения договора.
  • Обеспечена добросовестная конкуренция (искусственно не созданы условия, когда определенные поставщики имеют безусловные преимущества).

Формы конкурентных тендеров

Закон предусматривает следующие основные форматы торгов:

  • Конкурс (открытый, закрытый, одно и двухэтапный).
  • Аукцион.
  • Запрос предложений (или запрос цен в электронной форме).
  • Запрос котировок.

Подавляющее большинство торгов проводится в электронной форме, но это возможно не только на восьми площадках, аккредитованных в рамках 44-ФЗ, но и на других ресурсах.

Как уже указано выше, возможны и другие варианты конкурсных процедур, в том числе довольно экзотические – многоэтапные конкурсы, конкурентные переговоры и т.д. Специалисты ФАС полагают, что во многих случаях нестандартный формат закупок на неаккредитованных площадках изначально ориентирован на злоупотребления и недобросовестную конкуренцию.

Закон 223-ФЗ не запрещает проведение тендеров с подачей заявок на бумажных носителях, это особенно распространено при проведении запроса котировок на небольшие суммы.   

О формах закупок немного подробнее

В конкурсе побеждает претендент, заявка которого признана самой выгодной не только по цене, но по сочетанию преимуществ: лучшее качество товара, минимальные сроки, гарантия и т.д. Цена может быть даже выше, чем у конкурентов. При двухэтапном аукционе сначала заказчик оценивает заявки, отсеивает часть претендентов, а уже затем оставшиеся участники состязаются в торгах на понижение.

Аукцион в электронной форме – самая распространенная процедура, по ней проходит более 60% закупок. Участники снижают НМЦД в соответствии с шагом аукциона. Побеждает участник, который предложит наименьшую цену. Иногда проходят аукционы на повышение. Побеждает участник, предложивший максимальную цену за право заключить договор с уже зафиксированной ценой, или если цена определится только в процессе или по факту работы.

Запрос предложений обычно направляется в случае несостоявшегося конкурса, чтобы не открывать новый.

Запрос котировок – наименее гибкий способ. Участники направляют фиксированные предложения, которые уже невозможно изменить в ходе торгов. 

Технология проведения закупок по 223-ФЗ

Ознакомившись с тендерной документацией, потенциальные поставщики подают электронные заявки. Большинство тендеров проходит на ЭТП Сбербанк АСТ, однако поставщику достаточно зарегистрироваться в ЕИС, и он получит доступ и к Сбербанк АСТ, и ещё к семи ЭТП, обслуживающих госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Если же заказчик проводит тендер на сторонней площадке, не входящей в «восьмерку», там придется регистрироваться отдельно. Сертификат ЭЦП универсален, подходит для работы на всех ЭТП.

В извещении и закупочной документации указан временной интервал подачи заявок. В это время заявку можно редактировать или отзывать и подавать новую. Не позднее, чем за три дня до окончания срока регистрации, можно обратиться к заказчику за разъяснениями. Если запрос уйдет позже, заказчик вправе на него не ответить.

Закупочная комиссия

Для оценки заявок, допуска участников к тендеру и определения победителя заказчик формирует комиссию по закупке. В рамках 44-ФЗ с более жестким регламентом этого органа нет.

В комиссии должно быть не менее пяти человек, разбирающихся в предмете закупки. Функции комиссии:

  • Утверждение закупочной документации.
  • Проверка соответствия заявок озвученным требованиям.
  • Предоставление ответов участникам тендера.
  • Оценка заявок по количественным и качественным критериям (комиссия может привлечь экспертов).
  • Назначение переторжки (снижения цены при отсутствии реальных претендентов).
  • Переговоры с потенциальными поставщиками.
  • Определение победителя, оценка его соответствия условиям конкурса после изучения вторых частей заявок (до конца аукциона они закрыты от всех участников торгов).
  • Отмена торгов или признание их несостоявшимися.
  • Подведение итогов конкурсной процедуры.

На основании решения конкурсной комиссии на ЕИС публикуется итоговый протокол. Он содержит следующую информацию:

  • дата составления и подписания;
  • количество поданных заявок, время их поступления;
  • перечень заявок в порядке приоритета для заказчика. При запросе котировок возможна подача нескольких заявок с одинаковой минимальной ценой. Победителем в этом случае признаётся участник, сделавший предложение раньше всех;
  • перечисление отклоненных заявок с указанием причин.

Закон 223-ФЗ не исключает объявления нескольких победителей в одном конкурсе или аукционе, хотя такое бывает редко. 

Заключение договора

Подписание договора проходит через 10 дней после торгов дистанционно с применением ЭЦП. Десять дней даются на обжалование проигравшим участникам конкурса или победителю, если его что-то не устраивает.

Таблица сроков публикации, утверждения и подписания документов в рамках ФЗ-223 о госзакупках:

Тип документа Сроки
Положение о закупке Публикуется в течение 15 дней с момента утверждения закупочной комиссией.
Корректировка положения Публикуется в течение 15 дней с момента утверждения закупочной комиссией.
Извещение Публикуется за 15 дней до крайнего срока подачи заявок.
Извещение на конкурсы и аукционы для СМП Публикуется за 7 дней до крайнего срока подачи заявок, но при условии, что НМЦД не выше 30 миллионов рублей. Если цена выше, действует общее правило – 15 дней.
Запрос предложений За 5 дней до крайнего срока подачи, если НМЦД не выше 15 миллионов рублей.
Запрос котировок За 4 дня до крайнего срока подачи, если НМЦД не выше 7 миллионов рублей.
Корректировка извещения В течение трех дней с момента изменения.
Разъяснения Ответ в течение трех дней с момента запроса.
Протоколы закупочной комиссии 3 дня с момента подписания.
Договор Не менее 10 и не более 20 дней с момента окончания торгов, не более 5 дней в случае обжалования. Публикуется на ЕИС в течение 3 дней после подписания обеими сторонами.

Тендеры для СМП

Закон 223-ФЗ стимулирует участие в тендерах субъектов малого и среднего бизнеса. Они проводятся исключительно в электронном виде, что минимизирует коррупционную составляющую. Если НМЦД не превышает 30 миллионов рублей, прием заявок проходит в ускоренном режиме (7 дней вместо 15). Представители СМП освобождаются от внесения обеспечения заявки.

Порядок электронного аукциона стандартный:

  • Претенденты снижают цену от НМЦД.
  • Минимальный шаг – 0,5%, максимальный – 5%.
  • Нельзя снижать цену дважды подряд.
  • Окончательная цена не может быть равна нулю.

Принадлежность потенциального поставщика к СМП проверяется на этапе подачи заявок. Если тендерная комиссия установит, что организация или ИП не вписывается в критерии СМП (по сумме выручки до 400 миллионов рублей в год без НДС, числу работников до 100 человек и т.д.), заявка отклоняется. Санкций это не влечёт, однако заказчики будут относиться к вам с настороженностью.

Обеспечение заявок

Как и в закупках по 44-ФЗ 223-й закон предусматривает два способа страховки заказчиков от недобросовестных исполнителей: внесение обеспечительного депозита на спецсчет и банковская гарантия. Второй способ актуален при тендерах на крупные суммы. Технологию работы со спецсчетом мы подробно излагаем в отдельной статье.

Почему в заявке на электронный аукцион две части?

При регистрации на аукционе участник действительно размещает на ЭТП заявку, состоящую из двух частей. Первая часть анонимна, содержит лишь общие сведения без упоминания персональных данных участника. Вторые части заявок со всеми данными становятся доступны закупочной комиссии после завершения торгов.

Подведём итоги

Формально закон 223-ФЗ не так сложен, как 44-ФЗ и предоставляет участникам торгов большую свободу действий. Но именно нехватка регламентов подчас приводит начинающих предпринимателей к досадным ошибкам на этапе подготовки к торгам и участия в них. Ещё один серьезный недостаток закона – отсутствие в 223-ФЗ реальных преград для объявления закупки у единственного поставщика, что ведёт к массовым неконкурентным закупкам и бросает тень на идею рыночного регулирования в этой сфере.

В то же время госзакупки были и остаются важнейшей сферой приложения сил предпринимателей, обеспечивают десятки тысяч рабочих мест. Взятый в 2017 году курс на импортозамещение, привел к ограничению доли импортных товаров в закупках по 223-ФЗ. К примеру, в радиоэлектронном секторе доля отечественной продукции должна быть не меньше 30%.

Помнить наизусть все положения и статьи закона предпринимателю не нужно. Главное – ориентироваться в основных понятиях, межстатейных связях, помнить о правилах подготовки и подписания документов и особенностях взаиморасчетов. Чем больше тендеров вы пройдете, тем больше опыта накопите.

Наши специалисты готовы помочь вам с очень важным этапом – оформлением банковской гарантии. Мы сотрудничаем с более чем 30 банками-партнеров, в том числе из ТОП-100 и ТОП-20. Даже если Вам нужно срочно оформить банковскую гарантию мы сможем Вам помочь при условии, что Вы оперативно соберёте все документы. Если вам нужна помощь в оформлении банковской гарантии – оставляй заявку.

Наши специалисты рады ответить на ваши вопросы
Заполните форму и специалист свяжется с вами в течение 15 минут
За 30 минут подготовим полный комплект документов
Имя: *
Телефон: *
E-mail: *
Сообщение:
Нет времени ждать? Позвоните по телефону 8 800 770-76-30
Получить информацию
Ваше имя: *
Телефон: *
E-mail: *
Комментарий:
Отмена
Сделать заказ
Ваше имя: *
Телефон: *
E-mail: *
Комментарий:
Отмена

Заказать оформление банковской гарантии

Ваше имя: *
Телефон: *
E-mail: *
Комментарий:
Отмена

Получить консультацию

Ваше имя: *
Телефон: *
E-mail: *
Комментарий:
Отмена
Заказ звонка
Телефон: *
Ваше имя: *
Ваше сообщение:
Отмена
Спасибо за ваше обращение!

Ответим в ближайшее время.

Array
(
    [0] => Array
        (
            [TITLE] => Главная
            [LINK] => /
        )

    [1] => Array
        (
            [TITLE] => Статьи
            [LINK] => #landing60
        )

)