Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках
Услуги сервиса полностью бесплатны

Малый средний бизнес в государственных закупках

С 4 июня 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2014 №140-ФЗ. Указанный закон возложил на государственных и муниципальных Заказчиков обязанность по осуществлению закупок для своих нужд у СМП в размере не менее 15% от совокупного годового объема закупок.

5 шагов для получения банковской гарантии

Банки присылают
свои предложения
Вы выбираете банк и согласовываете текст банковской гарантии
(при необходимости)
Оплачиваете выдачу гарантии на счет
банка
Получаете готовую
гарантию с внесением
в государственный реестр

Введение указанной нормы неизбежно повлекло за собой необходимость привлечения к участию в закупках большего количества участников из числа СМП, что в свою очередь повлекло за собой необходимость определения статуса СМП как участника закупок.

Проблема: В связи с наличием неопределенностей в порядке подтверждения статуса СМП при различных формах участия в закупках, Заказчики часто необоснованно отказывают в рассмотрении заявок на участие в закупке, со ссылкой на несоответствие участника закупки требованиям, предъявляемым к СМП либо с указанием в качестве мотива отказа – «не предоставление документов, подтверждающих статус СМП».

Определение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства

Статус СМП напрямую определен в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон «Об СМП»).

Согласно указанной норме к субъектам малого предпринимательства относятся организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие одновременно следующим требованиям:

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышала 100 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ или услуг) либо балансовая стоимость активов не превышает 400 млн. рублей

Вопрос: Как определить статус СМП, если организация только начала свою деятельность и никакой отчетности в контрольные органы не предоставляла?

Ответ: В приведенном примере статус СМП будет определяться исходя из базовых параметров субъекта, желающего продекларировать себя как СМП, учитываемых в период их деятельности в течение первого года. Таким образом, если в течение 1 календарного года с момента создания организации или регистрации ИП, ни один из показателей субъекта не выйдет за пределы указанных выше границ, то он будет признаваться СМП.

Вопрос: Компания осуществляет деятельность в течение 2-х лет. В первый год деятельности размер ее выручки составил 300 млн. рублей, а по итогам 2-го года, выручка составила 500 млн. рублей, при соответствии компании другим показателям статуса СМП. Утратила ли компания статус СМП при продолжении работы в 3-м году?

Ответ: Нет, компания не утратила статус СМП, так как в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона об СМП, статус может быть изменен только при условии выхода любого из указанных выше показателей за установленные границы в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Формы привлечения СМП к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд

  • непосредственное участие (когда СМП принимается участие в закупке путем подачи необходимого пакета документов);
  • опосредованное участие, когда на победителя закупки возлагается обязанность привлечь СМП в качестве субподрядной организации в объеме определенном контрактом.

В извещения о проведении закупки часто указывают 2 вида информации по СМП:

  • преимущества, предоставляемые СМП;
  • ограничение на участие в закупке только СМП.

Данные понятия необходимо различать, так как в первом случае, СМП допущены к участию наряду с другими участниками, а преимущество им будет предоставлено в виде права заключить контракт только при совпадении параметров поданных заявок на участие в закупке. Во втором случае указана ситуация, когда в закупке принимают участие только СМП, а иные участники, не относящиеся к СМП, к участию в закупке не допускаются.

Вопрос: В каком случае Заказчик может установить ограничение для участия в закупке только СМП?

Ответ: Такое ограничение может быть установлено только в том случае, когда начальная максимальная цена закупки не превышает 20 млн. рублей. Если сумма закупки выше, Заказчик сможет только предоставить преимущества СМП, и обязан провести закупку без учета данного ограничения к субъектному составу участников.

Способы подтверждения статуса СМП

В зависимости от формы привлечения СМП к участию в закупке будут различаться и способы подтверждения их статуса.

До конца марта 2014 года этот вопрос вызывал очень много споров, однако в апреле 2014 года этот вопрос был разрешен Минэкономразвития.

В Письме Минэкономразвития России №7158-ЕЕ/Д28 и ФАС России №АЦ/13590/14 от 04.04.2014 определено, что участники СМП подтверждают свой статус путем подачи соответствующей декларации. Другой способ подтверждения такого статуса Законом о закупках не предусмотрен.

Однако при опосредованном участии, Заказчик также проверяет привлекаемого субподрядчика на предмет его соответствия статусу СМП, но не через декларирование, а через запрос документов.

Вопрос: Какие документы могут подтвердить статус СМП?

Ответ: Для подтверждения каждого из указанных выше параметров применяются определенные документы:

Вид параметра Вид документа
Доли участия и уставный капитал Выписка из ЕГРЮЛ
Численность работников Отчет о среднесписочной численности работников, подаваемый в ФСС
Объем выручки и/или балансовая стоимость активов Бухгалтерский баланс

Исключение: в некоторых субъектах РФ статус СМП может быть подтвержден особым свидетельством, выдаваемым органом исполнительной власти субъекта РФ. (Такие свидетельства, в частности, выдавались Правительством г. Москвы).

Вместе с указанным пакетом документов рекомендуется представлять также пояснительную записку, с аргументацией своего статуса СМП со ссылкой на представляемый пакет документов. В этом случае, риск необоснованного отказа в признании вас СМП будет существенно снижен.

Советуем почитать

Банковская гарантия в закупках

Банковская гарантия – распространенный способ обеспечения в госзакупках. Получить гарантию необходимо сразу после победы в тендере, поэтому следует позаботиться о подборе банка-гаранта ...

Читать далее
Обеспечение заявки на участие в торгах

Чтобы принять участие в госзакупках по 44-ФЗ, физические и юридические лица должны подтвердить свои намерения, обеспечив заявку на участие в торгах. Обеспечение заявки в конкурсе или аукционе ...

Читать далее
Условия получения банковской гарантии по 223-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта – это финансовый механизм, который госзаказчики используют при проведении закупок по 223-ФЗ. Предоставление обеспечения является ...

Читать далее
Подача заявок на участие в открытом конкурсе (1-4 этапы)

Открытый конкурс является одним из самых распространенных способов определения поставщика при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. Однако ...

Читать далее
Кредит на исполнение контракта по 223-Ф3
Стали победителем торгов, но нет радости из-за отсутствия собственных средств на исполнение договорных обязательств? Вполне поправимо. Банки активно предоставляют кредиты на исполнение контракта по ...
Читать далее
Нужно ли обеспечение заявки при запросе котировок?

Проведение государственных конкурсов путем запроса котировок регулирует ст. 71-79 44-ФЗ. Главным отличием подобных торгов является отсутствие необходимости ...

Читать далее
Образец банковской гарантии

Банковская гарантия — это финансовый инструмент, используемый с целью минимизации рисков, связанных с невыполнением контрагентами взятых на себя обязательств. В случае наступления ...

Читать далее
Федеральный закон 223-ФЗ для начинающих участников торгов

Закупки по 223-ФЗ составляют подавляющую часть сделок, заключаемых юридическими лицами с государственным участием. Годовой объём закупок превышает 20 триллионов ...

Читать далее
Банковская гарантия для застройщиков и строительных компаний

В связи с нестабильностью строительного рынка и длительностью сроков выполнения работ для обеспечения договоров в этой сфере часто используются банковские гарантии. ...

Читать далее
Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

Банковские гарантии для государственных тендеров могут выдаваться согласно двум федеральным законам – 223-ФЗ и 44-ФЗ. Размещая заказы на торгах, именно бенефициары диктуют требования, по ...

Читать далее

Отзывы клиентов

ВиКом
ИП Гусев Сергей Александрович
Радиолайн
Сергиево-Посадское ДРСУ
ИП Ягелло
ООО Дитеско
ООО Глобал Инжиниринг
ИП Шатских
СРО Строитель
Веха-Регион
Юг-Стройград
Наши специалисты рады ответить на ваши вопросы
Заполните форму и специалист свяжется с вами в течение 15 минут
За 30 минут подготовим полный комплект документов
ФИО: *
E-mail: *
Телефон: *
Имя: *
Тeлeфoн: *
Е-mаil: *
Сообщение:
Нет времени ждать? Позвоните по телефону +7 (965) 114-21-63
Получить информацию
ФИО: *
E-mail: *
Телефон: *
Вaшe имя: *
Тeлeфoн: *
Е-mаil: *
Комментарий:
Отмена
Сделать заказ
ФИО: *
E-mail: *
Телефон: *
Вaшe имя: *
Тeлeфoн: *
Е-mаil: *
Комментарий:
Отмена

Заказать оформление банковской гарантии

ФИО: *
E-mail: *
Телефон: *
Вaшe имя: *
Тeлeфoн: *
Е-mаil: *
Комментарий:
Отмена

Получить консультацию

Ваше имя: *
Телефон: *
E-mail: *
Комментарий:
Отмена
Заказ звонка
ФИО: *
E-mail: *
Телефон: *
Тeлeфoн: *
Вaшe имя: *
Ваше сообщение:
Отмена
Спасибо за ваше обращение!

Ответим в ближайшее время.